Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 


СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ВОИНОВ ПОЛКОВОДЦА

ЦИ ЦЗИГУАНА

В 1368 году в Китае начинает править манчжурская династия Мин. За долгие столетия бесконечных смен династий-временщиков воцаряется династия, вроде бы не навязывающая государству свою идеологию и культуру, а пытающаяся «воссоздать» и «реставрировать» все традиционное китайское, то лучшее из него, что могло бы упрочить страну с огромной территорией: единую культуру, единые категории ценностей, единую систему образования, базирующуюся на традиционной педагогике. Но это только внешне, а исконно китайский менталитет постоянно был вне закона!

Внешне все выглядело благопристойно, особый авторитет в обществе опять приобрели «служилые» — ши, вновь возродилась, как в эпоху «Троецарствия», мода на «военное» обучение. Но на практике все было иначе: у всех постов управления стояли ман чжуры, китайская культура постепенно приходила в упадок...

Манчжурская армия состояла из трех корпусов — двух ман­ чжурских и одного китайского. Китайский корпус численностью 32 тыс. чел. назывался «У Чжэнь Чоха Гуза» и полностью состоял из китайцев. Ко второй половине XVI века в китайском корпусе сло­ жились условия, при которых стало возможно постепенно внедрять идеи СБИ в систему военно-физической подготовки войск.

Командующий китайским корпусом генерал Ци Цзигуан (1528—1587 гг.) пишет военно-педагогический трактат, в котором реконструирует традиционную для Китая концепцию СБИ. Свое методическое пособие он так и назвал: «Книга о повышении эффек­тивности обучения солдат» — «цзи-сяо-синь-шу». Метод пролонги­ рованного обучения получает широкое распространение в китай ской дивизии как система ускоренной массовой подготовки новобранцев к ведению боевых действий. В основу методики был положен принцип психомоторной гимнастики дао-инь, но под хоровое произношение на мотивы народных песен, или как речевки 32 четверостиший — мантр, в которых описывалось и боевое дейст­ вие, и мыслеобраз, и конкретный прием. Сущ­ ность метода Ци Цзигуана, описанного им в «Книге о повышении эффективности обучения солдат», заключалась в переносе системы монастырских СБИ, подкрепленной богатым военно-историческим прошлым Китая, в условия государственной армии с целью осуще­ ствления ускоренной подготовки воинов к выполнению, как указы­ вал сам Ци Цзигуан, задач по «укреплению тела, пресечению пре­ дательства и упрочению государства». На языке современной во­ енной педагогики это должно звучать таким образом: «Физическая подготовка, морально-психологическая подготовка и профессио­ нальная выучка».

Для единоборцев методика Ци Цзигуана структурно состоит из трех вложенных друг в друга «циклов»: первый цикл состоит из четырех видов боя; второй — из десяти (причем первые четыре — это первый цикл); третий из тридцати двух (причем первые десять видов рукопашного боя — это второй цикл).

Вот краткая классификация видов единоборств по Ци Цзигуану:

ПЕРВЫЙ ЦИКЛ

•  Морально-психологическая и тактическая подготовка.

•  Блоки и удары руками.

•  Стойки, перемещения и удары ногами.

•  Блокировка руками ударов ногами.

ВТОРОЙ ЦИКЛ

•  Кулачный бой и удары ногами.

•  Контратака.

•  Удары локтями.

•  Удары ребром ладони.

•  Броски и падения.

•  Маневры, спарринг.

ТРЕТИЙ ЦИКЛ

•  Обманные удары.

•  Чувство ритма.

•  Спарринг по типу «сериндзи-кэмпо».

•  Захваты и удержания по типу «цин-на».

•  Удар ногами в прыжке.

•  Сметающие подсечки ногами типа «хвост дракона».

•  Удары коленом с вращения бедром.

•  Приемы «отведения» типа «тайцзи-цюань».

•  Бой на короткой дистанции типа «дуань-да».

•  Удары ногами в бок.

•  Кулачный бой типа «кругового бокса» (нань-цюань).

•  Использование силы паховой области.

•  Психологическое воздействие на противника «сай- миндзюцу».

•  «Саньшоу-туйда тайцзи-цюань».

•  Упор в тренировке на шлифовку излюбленных приемов.

•  Лоу-кики.

•  Удары рукой наотмашь.

•  Удары ногами с вращением в прыжках.

•  Удары локтями.

•  Толчки и отталкивания типа «тайцзи-цюань».

•  Приемы руками типа «айкидо».

•  Бой, спарринг, схватка.

Каждая ступень разучивалась в строго перечисленном порядке. Именно эта последовательность изучения приемов (видов) борьбы и повышала эффективность обучения воинов.

Такова вкратце «военная педагогика» генерала Ци Цзигуана, переложенная на современный научный лексикон. Как же виделось обучение солдат ши-бин современниками Ци Цзигуана?

В те времена в Срединной армии предусматривалось безостановочное, в течение всего дня и после захода солнца, ежедневное изучение военного дела, что называется, до потери сознания. Вопреки ожиданиям, такая потовыжимающая система действовала на солдат вдохновляюще — они с огромной заинтересованностью изучали военное дело,— указывается в «Истории китайских воин­ских искусств».

Средневековый трактат «Обучение армии в реальных условиях» подтверждает это:

«Закат, все разошлись по излюбленным местам и привычно изучают воинское искусство у-и, верховую езду ма, отрабатывают [нормативы по] одеванию доспехов пи-цзя. И так до потери сознания. ...[Воины] готовы всемерно осуществлять принцип: за один месяц — профессионал, весь род поет тебе хвалу. Род чжун учится у собственного педагога цзяо-ши, размещаясь [во время занятий] справа и слева, ежедневное питание в свободное время, никаких развлечений, занятия ведет только один педагог — это правило, для развлечений использовать специальное место, не лишне иметь еще одну площадку для самостоятельной работы и шлифовки мастерства в воинском искусстве у-и».

Шлифовка мастерства в воинском искусстве осуществлялась в форме все тех же психомоторных «военных танцев», что и несколько тысячелетий назад. Но ныне они именовались «тао-лу»— «формальные комплексы» и описывались в специальных учебных пособиях в виде рисунков или схем .

Вот как был описан подобный педагогический процесс обучения воинов в повстанческих отрядах людьми, которым довелось наблюдать его со стороны :

«Их магические методы состоят из множества заклинаний, содержащих в себе по 8—20 иероглифов, которые составляют до десяти фраз. Ши-фу [наставники-командиры] заставляют новобранцев читать их наизусть, держа глаза закрытыми [для восприятия янтр] и кланяясь по три раза подряд на юг. Затем те ложатся на землю рядами [релаксация] и через короткое время вскакивают, выкрикивая свое имя и фамилию, которые оказываются именами героев времен древних династий. Новобранцы начинают выполнять бойцовские движения, то приближаясь друг к другу, то удаляясь. Некоторые из них держат в руках бамбуковые шесты (гунь), имитирующие пики (чо), алебарды (да-дао), обоюдоострые мечи (цянь) и сабли (дао). Рассеявшись по горным проходам и ущельям, они буйствуют, переворачивая все вверх дном... Несколько десятков новобранцев делают эти упражнения синхронно, это боевой слаженный взвод. На десятый день подготовки, после начала занятии они ложатся на спину, потом с закрытыми глазами поднимаются и начинают прыгать и жестикулировать... Когда комплекс (тао-лу) заканчивается, они подходят к старшему командиру и обращаются: «Лао-шифу! Прошу разрешения возвратиться». И выходят из транса [в котором они пребывали все эти десять дней обучения, находясь в состоянии психического воплощения в одном из героев прошедших сражений], возвращаясь к своему нормальному состоянию. После этого они уже не ложатся на спину и не закрывают глаза. Стоит им повторить заклинание один раз, и они уже могут тотчас выполнять приемы кулачного боя, тело становится гибким, а прыжки высокими. Обучение этим приемам оказывается более эффективным для подростков».

Последняя цитата взята из описания подготовки адептов тайных обществ по методу Ци Цзигуана.

И.А. Воронов «Секретные боевые искусства Китая»

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!

В начало страницы




Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Если Вы хотите сотрудничать с нами, пишите на info@tracksport.ru