Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 


НАДПИСИ НА СТЕНЕ

Набэсима Наосигэ (1538-1618)

В 1584 году при попытке расширить свои владения правитель Хидзэна был убит в сражении при Симабара с армией могущественного клана Симадзу. Земли его вскоре попали бы в руки врагов, если бы не хитрость вассала Набэсима Наосигэ, сумевшего заставить Симадзу поверить в то, что в случае нападения они получат сильный отпор. С тех пор Набэсима стал полновластным правителем земель.

В 1587 году вновь начались столкновения с Симадзу, а к 1590 году Набэсима превратился в фактического даймё Хидзэна. У него не было только титула. В течение последующих десяти лет он активно участвовал в корейской кампании, сблизился там с Като Киёмаса, а по возвращении в Хидзэн – и с Токугава Иэясу. Сына Набэсима Кацусигэ убедили выставить свои войска в битве при Сэкигахара против Иэясу, но отец быстро отозвал его и отправил бороться с врагами Иэясу на Кюсю. Так клан был спасен от уничтожения.

Когда Бакуфу сочло, что законный наследник Рюдзодзи Масаиэ не подходит для роли даймё, Набэсима Наосигэ публично и торжественно принял бразды правления Хидзэном. Сам он не взял официального титула правителя Хидзэна и тем самым избежал общественного осуждения и именования гэкокудзё даймё. Зато этот титул получил его сын. Несколько раз за свою жизнь Наосигэ находился между жизнью и смертью, но смог уцелеть и создать прочную базу для дальнейшего существования клана. Его деятельность отражена в третьей книге Хагакурэ, утверждающей идеалы самурая (книга была написана Ямамото Цунэтомо, вассалом внука Наосигэ - Мицусигэ).

Автором « Надписей на стене» является человек острого ума, умеющий оценивать ситуацию. В его наставлениях просматривается скорее житейская мудрость, чем сухие «домашние законы». Наосигэ предстает в них скорее не ученым и великим стратегом, а просто человеком, который сумел выжить в нелегкое время. « Надписи па стене» просты и лаконичны, и порой допускают различное толкование. Чтобы исправить это положение, Исида Иттэй, учёный-конфуцианец XVII века, написал более пространное изложение этого сочинения. Наш перевод основывается преимущественно на непосредственном прочтении текста Наосигэ.

Ум - это цветок проницательности. Но есть много примеров, когда цветы цветут, но не плодоносят.

Искусствами тяжело овладеть в одиночку. Если ты не способен сам составить правильное суждение, в большинстве случаев ты причинишь вред самому себе.

Знай о настроениях тех, кто ниже тебя, ибо если ты будешь сравнивать их мнение со своим, ты достигнешь цели.

Поощряй своих подчиненных и внимай их словам. Ведь хорошо известно, что золото сокрыто глубоко под землей.

Молитвы потомка должны быть церемониальной службой в память предков.

Закон - это удел подчиненных. Есть еще и Принцип, недоступный восприятию разума.

Последствия добрых или злых дел предка зависят от восприимчивости потомков.

Вера средство очищения разума, она не должна влиять на умы других. Молитва - та преграда, что сберегает этот цветок.

В этом мире возвышаются подобно тому, как поднимаются по лестнице.

Жизнь человека предопределена еще с юности. Поступай так, чтобы твои друзья не утратилидоверия к тебе.

Слишком придирчивый человек будет наказан другими.

К большим делам следует относиться легко.

Во всем надлежит действовать терпеливо.

Книги и летописи теряют нить жизни.

Гадание - дело случая, и полагаться на него было бы ошибкой.

Если дела делаются с неохотой, семь из десяти окончатся неудачей.

Во время сражения опасайся попасться на уловки врага. Если можешь оценивать положение, победа будет твоей.

В сражении следует быть жестоким и безрассудным. По забудь об этом в повседневной жизни.

Знатен человек или низок но происхождению, но если он хотя бы раз не поставил на карту свою жизнь, у него есть повод устыдиться.

Каждый должен на своем опыте познать напряжение всех сил, как это знают низшие сословия.

В 1569 году замок Сага был окружен 60-тысячной армией под командованием Отомо Сорина. Было решено капитулировать, но Набэсима, в ту пору вассал Рюдзодзи Таканобу, предложил спросить об исходе у оракула. Когда появился гадатель, Набэсима строго настрого приказал ему «выдать» благоприятный результат. Тогда приняли решение сопротивляться, и вскоре армия Отомо ушла. Еще одно высказывание Набэсима в том же духе: «Буси- до — это неистовое желание умереть. Пятьдесят воинов не смогут победить такого человека». Ему вторит Ямамото Цупэ-томо: «Для свершения великих дел недостаточно одной решимости. Необходимо постичь, что Путь Самурая — это смерть».

Сочинения японских воинов "Идеалы самураев"

27.11.2008г


Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!

В начало страницы




Comments  

 
#1 А8 03.10.2017 20:53
Я процитирую Пиндара: "Война сладка для тех, кто её не знает", и Ямамото Цупэтомо яркий тому пример, Ямамото Цупэтомо это японский Дон Кихот — он жил в мирное время, и войны он не видел, он не знал что такое настоящая кровь и смерть.
Мне больше нравится наставление кодекс Асакуры: "Не возжелай только мечей искусной работы. Дело в том, что большим мечом стоимостью 10 000 хики не одолеть ста копий стоимостью по 100 хики. Если приобрести 100 копий по 100 хики и вооружить ими 100 человек, то таким образом можно держать оборону."
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Если Вы хотите сотрудничать с нами, пишите на info@tracksport.ru