Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 


В форуме возникла тема "Ассистентство", "Сенпай". Благодаря этому появилось это размышление...

 

СЕНСЕИ, СЕНПАИ

Да, тема интересная. Сначала я просто хотела ответить в "форуме", но по мере написания, я увлеклась, и получился небольшой рассказик. Обращаю ваше внимание, что все, что здесь написано - сугубо мои мысли и рассуждения , нисколько не претендующие на догматические или методические рекомендации.

 

I. Сенпай. Старший ученик.

Самое главное, что вкладывать в понятие "Сенпай". По определению "старший ученик". Тут не оговаривается уровень подготовки и уровень знаний. В любой группе есть "старший ученик" - кто прозанимался дольше, или более качественно берет материал или более усидчивый, наконец просто более смелый и уверенный. Независимо от того каким видом спорта занимаетесь, всегда есть кто-то, кто может подсказать какую-нибудь мелочь, сообщить этикет, помочь с терминологией и т.д. К кому новичку легче обратиться, чем к тренеру (Сенсею). Но в каждом отдельно взятом клубе в это понятие вкладывается определенный смысл. Попробую рассказать, что я видела.

 

1.Старший ученик в спортивном клубе

Когда мы занимались вне стен ДЗЭНДО, то понятия "сенпай" - как звание просто не употребляли. Группу вел инструктор (учитель). Если по какой-либо причине он не приходил или задерживался, то тренировку начинал любой из старших поясов. И вел ее вплоть до прихода учителя. Но, как правило, инструктор сам вел тренировку, без помощи кого-либо праздно болтающегося по залу.

Я занималась в группе, в которой были и фиолетовые, и белые, и в нее же приходили новички с улицы. Разминку практически всегда вел сам инструктор (если только где-то не задержался), а вот когда, например, переходили к технике и он видел, что кто-то не справляется, то мог дать ему в помощь любого из строя (независимо от пояса). Так, например, к нам с Иркой, в первый месяц занятий доставались в "учителя" и фиолетовые, и зеленые, и даже белые. Неважно кто – главное, чтобы он мог донести мысль учителя до нас. Они нам объясняли основы техники, траекторию передвижения, иногда немного стояли рядом и помогали запомнить, но потом Сенсей их отзывал обратно в группу, как впрочем, и нас. Короче, они ему помогали, но не имели над нами власти.

Мы четко знали, что они лишь доносят до нас мысль учителя. Поскольку учитель один, а нас много и ко всем он просто не успевает подойти. Когда мы "выросли", то в свою очередь стали помогать входить в курс дела вновь прибывшим. Но у нас не было звания "сенпай", просто мы немного больше занимались и могли как-то помочь начинающим. Но править технику, оценивать как кто-то что-то делал - Боже упаси!!! На это есть учитель!!!

Наш клуб имел простую структуру - по объявлениям или по телефону мы приходили в группы к инструкторам, которые вели по 1-2 группы. Как правило, народ в этих группах сортировался не как в ДЗЭНДО - по квалификации и возрасту, а просто по тому, в какое время и в каком месте удобнее заниматься. Конечно, у некоторых инструкторов были и отдельные подростковые группы, но у моего тренера все занимались вместе. Хотя по мере возможности все-таки группы были или "белые" или "цветные". Но четко никто такого разграничения не делал. В свою очередь наши инструктора (как правило, имеющие коричневые пояса) занимались в отдельной группе у черного пояса - Сенсея и в эту же группу они приводили своих учеников, которые подавали надежды в будущем на участие в соревнований. В эту групп невозможно было записаться с улицы. Но даже если нас приводили инструктора, то мы должны были получить разрешение и у Сенсея заниматься именно в этой группе под его руководством. Так, например, мой инструктор привел к СЕНСЕЮ 3-х девушек (меня, Тоню и Юлю). После первой тренировки Сенсей дал разрешение на то, что бы ходили мы с Тоней, а Юлю не взял. Я до сих пор не знаю по каким критериям он нас "отобрал". На тот момент Тоня занималась около года и имела 8-кю, Юля год, а я вообще 3 месяца. Итак, в этой группе занимались ребята, прошедшие отбор и имеющие квалификацию от 1-дана, до белого пояса. И понятие "сенпай" так же отсутствовало. Все занимались вместе под руководством Сенсея. Но он часто, например, делил зал на две части - в одной «куметисты» в другой «катисты» и назначал старшего в каждой из групп, а сам перемещался по залу и следил за всеми, а когда считал нужным подходил и делал замечания. И опять же, часто цвет пояса играл далеко не первое значение! Ведь сдать экзамен - это одно, а опыт в соревнованиях это совсем другое.

Как правило, у нас куметисты имели более низкие пояса, чем катисты. По причинам очень простым - кумите на сдаче не требуется, а чтобы успешно выступить на соревнованиях нужно очень много времени потратить именно на кумите, а на подготовку к экзамену просто не хватало времени. Сдать же экзамен "на дурочка" у нас просто не проходило. За неделю до экзамена Сенсей нас строил и говорил фамилии тех, кто по его мнению может попробовать свои силы на аттестации. И тут играло значение не количество проведенных соревнований, а степень готовности каждого ученика. Так я, например, вышла на свою первую аттестацию, пройдя уже 2 соревнования по кумитэ.

Так же у нас был человек (которого Галка упомянула в форуме), он имел не очень хорошую технику и невысокое Кю, но огромный опыт в проведении соревнований и судействе. Зачастую он тренировал ребят–катистов, превосходящих его, как по мастерству, так и по цвету пояса. Последний раз, когда я его видела, у него так и оставался 2-кю, а у многих его учеников были уже 1-даны.

Должна сразу обратить внимание, что у моего клуба была спортивная направленность и некому в голову не приходило - готовить сенпаев. Или заставлять кого-то проводить разминки и тренировки ВНЕ группы, в которой тренируется сам человек. В свою очередь у учеников не возникало мысли отказать Сенсею, когда он просит провести разминку или помочь новичку. И конечно, если человек имел достаточный опыт, время и желание, то никто ему (естественно с разрешения Сенсея) не запрещал набрать свою группу и тренировать ее.

 

2. ДЗЭНДО (раньше)

Придя в ДЗЭНДО мы столкнулись совсем с другой постановкой вопроса. Поскольку ДЗЭНДО - это не спортивный клуб, а скорее обучающая школа то и требования тут были совсем другие, а на экзамене еще и спрашивали терминологию и вообще существовало страшное понятие "теория". Начиная же с зеленого пояса - обязательное ассистирование в группах. Галка уже написала и про наше подтверждение и про "озодачивание " нас вопросом ассистирования. Я была в более легком положении, поскольку к тому времени у меня уже был опыт ведения тренировок.

Но опять же понятие "сенпай", которое было тогда и понятие "сенпай", которое на данный момент практикуется в ДЗЭНДО - абсолютно разное.

Галка пишет, что не могла проводить разминки!!! Неужели ты не помнишь почему??? Очень просто - сенпай сам обязан был делать все с группой - не стоять как это зачастую происходит сейчас, а именно тренироваться и делать ЛУЧШЕ других. Независимо от того, что наша группа в которой мы занимались и группа , которая в которой мы сенпаяли шли друг за другом. Никто никакие планчики нам не писал, было лишь известно время - сколько на разминку и все, но поскольку ты сам делаешь с народом, то прекрасно все чувствуешь.

А вы знаете как было тяжело сенпаять в группе, которую вел Сейхан??? Сергей Яковлев недавно вспоминал об этом - "я выходил с ассистирования в 100 раз более уставший, чем с тренировок". Знаете КАК ассистировали Сейхану?..

Вот п ример:

Идет занятие старшей группы. Сейхан решил что сегодня отработка ударов ногами и он вызывает, например, двоих из группы - на сегодня они сенпаи ставит их в центре зала, а вся остальная группа стоит по кругу и начинается….Он говорит какой удар делать, Сенпаи его демонстрируют отдельно, а потом начинают делать под счет со всей группой. Если Сейхан видит, что кто-то в группе не понял, что именно делать. Он останавливает группу, подходит к сенпаям и опять - они делают, он объясняет, а все смотрят. Затем опять все вместе. В результате Сенпаи делали удар в три, четыре раза больше чем "рядовой" член группы. Потом уже могла последовать команда «всем разойтись по залу и если есть вопросы задать Сенпаям». Они были обязаны ответить.

Так почти на каждом занятии сенпаи менялись. Хотя, разминку вели одни и те же, но, ведя разминку, они и сами разминались.

Т.е. Сенпай служил "наглядным пособием" или "объектом подражания" и конечно добрым товарищем, который мог еще и словесно объяснить. Кстати, при изучении Канку-Дай Сейхном из строя на всеобщее обозрение была "выужена" Галка, хотя на тот момент мы и ходили с белыми поясами.

 

3 . ДЗЭНДО (наши дни)

Теперь посмотрим на сегодняшние дни. Мы с Сергеем и не заметили когда у нас стали появляться такие важные Сенпаи, которые приходят, вальяжно ходят по группе выкрикивая команды. Которые ведут разминки сидючи или в лучшем случае стоя посреди зала. А когда Сенсей начинает вести основную часть - зачастую вообще занимаются своими делами в хвосте группы. Вы нас стараетесь копировать что ли? Но не забывайте, что Сенсей ведет 2-3 группы подряд и просто физически не в состоянии разминаться со всеми группами или стоять с ними в киба-дачи. Для этого и существует Сенпай. В конечном счете, как наглядное пособие. Что значат ваши рассуждения "достоин, не достоин, пора, не пора и т.д. Сенпай это всего-навсего ПОМОЩНИК учителя. Вам всегда скажут что и когда делать. Кстати, именно Сенпай способствует поддержанию дисциплины своим примером. Как сенпай относится к учителю, как он к нему обращается и выполняет его команды, так в конечном итоге и будет вести себя группа по отношению и к Сенпаю и к Сенсею. В тоже время Сенсей не будет делать замечание Сенпаю при всей группе, поскольку рассчитывает на сознательность последнего. Конечно, не все Сенпаи такие, но когда ведете группу вы все-таки обращайте внимание как и что вы делаете. Ведь, в конечном итоге, вы такой же ученик, как и все присутствующие в зале , вы ПОМОЩНИК, а не надзиратель.

 

4. Я и сенпаи.

У меня так сложилось, что я практически сразу начала самостоятельно вести группу. Я "перепрыгнула" обращение Сенпай и сразу стала Сенсеем J . Детская группа, в которую меня направили в ДЗЭНДО, на тот момент имела количество около 40 человек учеников и двух инструкторов Виктора и Сергея. Тут я еще появилась. Недолго думая мы просто разбили ее на три части и каждый занимался своими учениками т.е. сенпай и Сенсей в одном флаконе.

Когда же по прошествии года мы разделились на две группы (я ушла в субботнюю, а ребята остались в воскресной) на меня одну уже приходилось около 25-30 учеников. Но я совершенно спокойно с ней справлялась и тут …..мне прислали сенпаев!!! Ужас! Что с ними делать???? Их ведь нужно УЧИТЬ вести группу и т.д. и т.п. Я кошмарно намучилась с ними. Вот девчонки написали "все равно кто, только придите сенпаять…" я КАТЕГОРИЧЕСКИ с этим несогласная!!! Лучше работать одной чем с плохим сенпаем или просто с человеком, от которого неизвестно чего ожидать! Помните! Если сенпай неправильно проведет разминку - возможны травмы, а за это отвечать придется инструктору. Сенпай и Сенсей должны мыслить одинаково. Сенсей должен знать, что можно требовать от Сенпая, чему он сможет научить, что ему можно доверить. В свою очередь Сенпай должен понимать Сенсея, знать его требования и уметь объяснить и довести их до ученика. Такой гармонии можно достичь только одним способом - САМОМУ ВЫРОСТИТЬ СЕБЕ СЕНПАЕВ. Только в этом случаи Сенсей точно знает что можно требовать от Сенпая. Разве не так? Да сколько угодно примеров! Вспомните кто у кого учился и кто у кого начал ассистировать - Сергей Яковлев - у Сейхана, Гончаренки - у Марины Александровной, Валера - у Сергея, Федор и Женя - у меня.

 

5. Сенпаи и я.

Что касается вопроса "обязательного сенпайства", то я считаю, что нельзя требовать от человека того, что он делать не хочет. Конечно, имея фиолетовый пояс любой должен представлять себе как провести разминку и тренировку. Да, впрочем, если человек посещает занятия регулярно - разминку он может провести уже после трех-четырех месяцев занятий, поскольку они специально разработаны нами по одной схеме и хочешь - не хочешь, но просто запомнятся. Полностью же тренировку тоже можно научиться проводить уже на этапе желтого пояса (живой пример - Людмила Семёновна). Я стала вести группу, имея фиолетовый пояс (не проводить тренировку, а именно вести группу).

Не путайте понятие - "провести тренировку" и "вести группу". Когда вы проводите тренировку, то занимаетесь по сути повторением. Благо в каратэ невозможно сделать какое-то движение слишком много раз. Ваша задача одна - вести тренировку как всегда. Спокойно проделать в определенное время определенный набор упражнений и постараться при этом не нанести никому травму. Вести же группу - это совсем другое. Тут уже происходит планирование, когда и что давать из материала, кого и как готовить к экзаменам и т.д. Но этого от сенпаев никто и не требует. А уж тем более, идеального исполнения чего-либо. Вы исполняете технику на свой пояс. И об этом свидетельствует тот факт, что вам его присудили.

От вас требуется поддержать тренировочный процесс, т.е. спокойно проехать по прямому участку дороги, не нажимая ни на тормоз, ни на газ. Просто на время "подменить" водителя J Думаю ,что когода вы занимаетесь 3-4 года, то спокойно можете это сделать.

Кстати, не один Сенсей не попросит сенпая научить ученика тому, что плохо получается у самого сенпая! Если вы плохо работаете ногами или у вас неполучается какое-то ката, - Сенсей это великолепно знает и лучше сам покажет, как сделать тот или иной элемент ученику, чем потом будет его переучивать. Поэтому ваши расуждения - достоин или недостоин , могу или немогу - обсолютно ненужные. Вы должны ДОВЕРЯТЬ Сенсею. И если, например, я прошу Федора показать групее удар Ёко-гери-кейаши - значит я уверенна, что он его сделает на отлично. Если я прошу Полину посмотреть 2-й Хейн, она должна не раздумавать - может она это или нет, а сосредоточиться и смотреть - если я поручила, то значит она с этим справится. Лишнии мысли вам мешают. Еще раз повторяю - доверяйте своим Сенсеям!

В самом начале я сказала, что даже в группе новичков может быть "старший ученик". И это так. Сенсею главное найти именно этого человека и ему можно поручить чего угодно. Как его найти? Да очень просто - его уважает группа. Ведь не секрет, что в любом человеческом сообществе выделяется лидер, которого уважают, к мнению которого прислушиваются и подчинятся, которому "не в напряг". Так же человек может иметь и старший пояс и технику хорошую, но не иметь "человеческого" авторитета - такой сенпай просто завалит все. Он будет существовать отдельно от группы. Причем на первых порах народ будет ему подчиняться, но потом просто тихо расползутся по другим группам (такое в Дзэндо тоже было). Кстати, это еще одна из причин, по которой я против "всеобщего сенпайства"

Маленький пример "стихийного" лидерства:

Несколько лет назад я вела летную группу (еще на киевской). В зале была уйма народа от новичков до фиолетовых поясов. И вот после выполнения силовой я командую "татэ!. Разойтись по залу" Вся группа (ухайдаканная силовухой и духотой) встает и идет ….в одном направлении! Не сговариваясь. Я, смеясь, говорю " я же сказала - разойтись по залу, а не пойти за Валерой!" Тут народ скидывает оцепенение и понимает комичность ситуации - все перешли с одного угла зала в другой и скучились около Валерки. А у него, между прочим, на тот момент был всего лишь ОРАНЖЕВЫЙ пояс.

 

6. Выводы

Уф! Ну я и размахнулась!!!! Что-то меня понесло J . Ладно, заморочила людям голову. Вот интересно, кто-нибудь дочитал до конца? Ну, тогда вкратце несколько выводов:

  • Х очешь иметь хороших сенпаев - заслужи это. Вырасти их. А если нет, то справляйся своими силами. Некогда не доверяй группу человеку которого незнаешь! Помни от этого зависит настроение и здоровье учеников!;

  • Если тебя твой Сенсей попросил "посенпаять" не размышляй, он лучше знает способен ты или нет на сей великий подвиг;

  • Нет четкого критерия - с какого цвета пояса ученик может считаться "старшим учеником";

  • Всегда обращайся с учениками так, как ты хотел бы что бы обращались с тобой;

  • Любой белый пояс - может быть мастером в другом деле - помни это;

  • Не бойся задавать вопросы;

  • Если ты хочешь сенпаять, но тебе не предлагают - подойди к Сенсею и скажи об этом. Одно из двух: или твою помощь примут, или ответят ПОЧЕМУ тебе еще рано этим заниматься;

  • Ты можешь не уметь что-то сделать сам (не хватает силы, гибкости, растяжки), но если ты представляешь как это должно выглядеть, и можешь это объяснить, то ты можешь быть Сенпаем.

 

II. Тренер. Учитель. Инструктор. Сенсей.

Раз уж зашел разговор о "старших учениках", то я хочу немного написать и об учителях. Не секрет, что учеников очень много, цветных поясов просто много, даже черных поясов много, а вот учителей - значительно меньше.

Думаю в человеке изначально заложено склонность к преподаванию. Первое и главное - его не должно раздражать неумение и незнание других и у него должно возникать желание научить, помочь разобраться. Это видно уже в школе. Как часто можно услышать - помоги мне решить задачку! А в ответ – на, списывай. Многие из нас могут что-то делать сами, но научить другого просто не в состоянии. Сколько раз - в школе, институте, на работе мы слышим, да и сами повторяем "Я лучше сделаю сам, чем кому-то что-то объясню".

Правда существует еще одна крайность - навязчивые люди, которые как раз с удовольствием будут учить всех и каждого, только вот толку от этого будет как от козла молока.

Короче, человек с одной стороны должен хотеть научить другого, а с другой стороны уметь это делать. И еще четко знать кого и чему учить, и что в конечном итоге можно требовать от конкретного ученика.

 

1. Спортсмен или учитель (тренер, Сенсей)

Возвращаясь к теме спортивного учителя, хочется отметить вот что. Редко человек бывает и отличным спортсменом и отличным учителем одновременно. Чаще, заканчивая спортивную карьеру, он становится тренером. На вопрос почему? Ответ предельно ясен - обыкновенная нехватка времени, сил и внимания. Для участия в соревнованиях необходимы постоянные тренировки и сосредоточенность. Где уж тут найти время на кого-то другого. Я сама прочувствовала огромную разницу в проведении тренировок одним и тем же человеком во время подготовки его самого к соревнованиям и когда он свободен. Перемена просто разительная. Конечно, тренировки проходят интенсивно, он занимается вместе с группой, но чисто интуитивно дает те упражнения и ту технику, которая нужна ЕМУ на данном этапе, а не его ученикам. Он практически перестает делать замечания ученикам, да и вообще на них не смотрит, ему на этом этапе важен он сам, а не другие. Да что далеко ходить? Даже когда я сама готовлюсь всего лишь к показательным выступлениям с девчонками в тройке, я гораздо меньше уделяю внимания своим ученикам. А что уж говорить о подготовке к соревнованиям??? А вот когда спортивная карьера уже закончена, а человек понимает что у него огромный потенциал, которым он хочет поделиться с другими, вот тогда у него есть все шансы быть хорошим тренером и, что более лестно, воспитать блестящих учеников.

Но бывает и по-другому. Блестящий спортсмен становится никудышным тренером, а человек, не добившийся больших спортивных успехов - великолепным наставником.

Конечно, еще очень многое зависит от характера самого человека, кто он изначально - сортосмен или учитель.

Дело в том, что спортсмен, как правило, учит тому, что умеет сам, а настоящий учитель учит тому, что хочет видеть и часто, что у самого не получается. Спортсмен в лучшем случае растит себе подобных, а учитель старается воспитать учеников, превосходящих его по мастерству. Спортсмен в силу своего характера может, сам того не замечая, начать "соревноваться" с собственным учеником и, заметя успехи последнего, сознательно его "зажимать", учитель же только будет способствовать развитию талантов ученика. Учитель в этом случаи выступает как родители, которые сами, не зная ни одного языка, пытаются научить свое чадо говорить сразу на нескольких. И последнее, спортсмен не будет тратить время на неперспективного ученика, ему нужны быстрые результаты, учитель же рад провести по "дороге" любого кто к нему обратиться и будет оценивать результаты своего ученика, не сравнивая его с другими, а по отношению лишь к тому, с чего начал человек и к чему пришел. Последний принцип очень важен в каратэ-до. Все мы движемся в одном направлении, но разными путями. Да, у нас есть программа, так называемые "аттестационные требования", но глупо будет полагать, что требования ко всем ученикам одинаковы. Как правило, чем талантливее ученик, тем выше требования, которые к нему предъявляет и его непосредственный учитель, и аттестационная комиссия. Часто бывает, что кто-то говорит "я ведь делал(а) лучше чем Петя (Вася, Оля и т.д.) но он(а) почему-то получил(а) зачет (сдал экзамен), а я нет. Да все очень просто! Если мы видим, что ученик выложился полностью, что он сделал все, что смог, а в каком-то месте даже превзошел себя – конечно, мы это отметим! Но если ученик понадеялся на "авось" и на свою талантливость, то ……"прости любимая - так получилось" J .

 

2. Учитель, тренер, инструктор или Сенсей???

Кажется, совершенно похожие слова и смысл вроде один и тот же. Но нет, это совсем не так.

Когда-то, после моего обращения к Садыку Мусаеву (черный пояс I дан), а обратилась я к нему "СЕНСЕЙ". Он сказал нам "не надо ко мне так обращаться, понятие СЕНСЕЙ кроет в себе огромный смысл, и накладывает большую ответственность. СЕНСЕЙ - это учитель жизни, а я всего лишь учитель каратэ."

Я полностью согласна с этим и поэтому никогда не обижаюсь если ко мне обращаются просто по имени. Я, например, считаю, что в Дзэндо СЕНСЕЕМ может считаться только Олег - руководитель Волоколамского филиала. Вот он для своих учеников действительно не просто тренер, но и практически второй папа. Мы же все-таки больше тренера и инструктора, но или в крайнем случае учителя каратэ. Это мое личное мнение, кто-то может с этим и не согласиться. А потом, ведь каждый человек сам определяет кто для него СЕНСЕЙ, а кто тренер или инструктор. Тренера можно уважать просто за его спортивные успехи или за то как он учит, СЕНСЕЯ-же нужно уважать и любить не только, как спортсмена, но и как личность. Ценить его человеческие качества. Ведь очень часто бывает, что в жизни добрый хороший человек, в зале становится тираном, унижающим достоинства других. И наоборот - можно быть отличным тренером, но вне зала грубым и заносчивым.

 

3. Как стать учителем каратэ?

Не знаю. Я некогда об этом не думала и уж тем более не мечтала. Просто мне нравилось учить детей. Я это начала делась с 5-кю. Мне было это абсолютно не в тягость. Причем мне было совершенно все равно и количество детей и их возраст. Мне нравилось наблюдать, как они постепенно растут, крепнут и становятся гибкими, сильными. Как совершенно "негнущийся" ребенок вдруг впервые становится на мостик, а не прыгающий - абсолютно спокойно перемахивает через спины двух, а то и трех, стоящих на четвереньках, своих товарищей.

Вот тренировать взрослых мне совершенно не хотелось. Все-таки в моем представлении женщина не должна командовать мужчинами. Хотя с возрастом я стала относиться к этому спокойнее. Я вижу, что мои ученики мне доверяют. И в конечном итоге мне удается научить их пользоваться своей силой в мирных целях J . Как один из моих успехов могу припомнить киевскую группу новичков, которая практически целиком состояла из взрослых ребят - АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ. И ничего, отлично занимались, пока им не пришлось уехать на родину. Сейчас, когда меня спрашивают как это женщина может справиться с мужской группой, особенно новичковой, я отвечаю - А вы когда идете учить язык, вы спрашиваете какого пола учитель? Нет. Вам важны лишь его умение и знания. Вот и к учителю каратэ нужно относиться так же.

А вообще-то все происходит достаточно стихийно. И что-то подобное планировать очень тяжело. Короче - стал Сенсеем - значит судьба.

Ирина,2004г

 

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!

В начало страницы




Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Если Вы хотите сотрудничать с нами, пишите на info@tracksport.ru