Рейтинг:   / 14

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ КАТА

Все боевые искусства имеют богатую историю и традицию, уходящую в глубину веков. Они зародились еще в средневековье. Hо существует нечто, что можно назвать связующим звеном между этим прошлым и сегодняшним настоящим. И это звено технически и духовно называется КАТА. Ката, в переводе с японского "форма" или "образ", - представляют собой технические комплексы приемов традиционного каратэ. Причем ката в первозданном виде почти не осталось. Многие из них были модифицированы известными мастерами, некоторые воссозданы или придуманы заново. Однако, независимо ни от чего, все мастера различных стилей каратэ всегда придавали и придают изучению формальных комплексов исключительное значение, поскольку в ката заложены все основные принципы боевых искусств.

Ката - это комплекс оборонительных и наступательных техник, выполняемых против одного или нескольких воображаемых противников в строго установленной последовательности. Ката соединяет различные техники, которые были созданы мастерами для того, чтобы мы могли пользоваться и после их смерти их личным опытом, техникой, менталитетом, серьезно занимаясь этим искусством. Победить воображаемого противника в ката означает одержать победу над самим собой. Если изучающий каратэ-до не научиться побеждать самого себя, то он не сможет закалить дух — вот в чем ценность ката.
Изучение ката очень полезно в плане чистоты техники. Изучение и отработка ката — это один из лучших способов улучшения телесных функций (силы, быстроты, концентрации сознания). Выполнение ката очень важно с точки зрения энергетики. При выполнении ката происходит зарядка энергетических каналов и организма практикующего космической энергией. Однако, разные ката по-разному заряжают организм и определенные каналы. В каратэ существует ряд энергетических ката, таких как: Хангэцу, Санчин, Тэншо и другие.

Начинается ката всегда с приветствия, после которого каратист встает в позицию "йой" (позиция готовности). Затем он начинает исполнять последовательность технических элементов: защиты, атаки, прыжки, удары и их комбинации. В моменты наивысшей концентрации каратист подчеркивает свои действия "киай". Затем этот воображаемый бой останавливается, и каратист возвращается в позицию "йой".

Каждая ката, как правило, начинается с защитного действия. Этим подчеркивается миролюбивый характер каратэ, основывающийся не на агрессивных чувствах, а на умении владеть собой. Все ката основаны на главных принципах каратэ: чередование мягкого и жесткого, быстрого и медленного, расслабления и концентрации. Залогом успешного выполнения ката служат четкий ритм, чувство дистанции, чувство времени, правильное дыхание. Все движения должны выполняться в точном соответствии с каноном. Схемы ката предполагают передвижения по определенной схеме. Заканчивается ката, как правило, в том же месте, что и начиналась.

Сейчас, в наши дни, все существующие ката являются лишь в большей или меньшей степени искаженными вариантами ката древних стилей, практиковавшихся много веков назад. Раньше эти ката были ключами к переходу в определенные состояния, каждый элемент в них имел свое неповторимое значение, и вполне естественно, что эти знания, передаваясь от учителя к ученику, широко не распространялись. Естественно, чисто формальное исполнение движений такого ката без внутреннего содержания не могло иметь никакого эффекта.

Полное владение ката - характеризуется той глубиной знаний и практического опыта в его овладении, которая позволяет подняться на следующую ступень мастерства, для начала изучения более высокого и сложного ката, и включает в себя такие требования, как:

•  Четкое и правильное выполнение всех элементов ката.

•  Контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещений тела в используемом пространстве.

•  Правильное использование принципов дыхания, сжатия и расширения, напряжения и расслабления, умение опускать центр тяжести и работать Хара (местом концентрации физическоймощи).

•  Постоянное сохранение Заншин (предельная концентрация на визуализированном противнике), передача боевого духа данного ката, мощный ки-ай.

•  Соблюдение правильного ритма в ката и количество времени необходимого на его исполнение.

•  Знание терминологии каждого движения используемого в ката, а также его практическое и боевое применение в бункай-ката.

•  Умение выполнять данное ката как в прямом, так и в обратном (зер­кальном) направлении ура-ката.

Только при выполнении всех вышеперечисленных требований можно переходить к изучению и практике следующего ката.

В современном Шотокане основными считается 26 ката :

  • Тайкеку 1-3. "Великий Предел". Созданы в 40-х годах Г.Фунакоши. Предназначены для развития силы и координации. Не входят в порядковую классификацию.
  • Хэйан 1-5. "Мир и покой". В Сюри-Тэ назывались Хэйва-Антэй. После модификации Итосу назвал их Пин-ан. Под таким названием они изучаются в Вадо-Рю, Сито-Рю, Киокусинкай и др. С 1936 г. Фунакоши изменил название на Хэйан. Учебные ката, подготавливающие ученика к постижению более сложных ката.
  • Тэкки 1-3. "Железный всадник". Ката имитирует бой в ограниченном пространстве, где нет возможности для маневра, в лодке, в комнате, на краю обрыва. Во всех трех вариантах используется только стойка всадника и отражение атак спереди и сбоку по принципу - стена сзади, имитируя сбивание захватов при борьбе в латах, удары на близком расстоянии (каги-цуки) и староокинавскую технику низких ударов ногами (фумикоми). Прежнее название Найханти. Ката воплощает основные черты Серэй-рю. Тэкки Седан - исходная форма, предположительно из Китая. Тэкки нидан и Тэкки сандан созданы Итосу. Под названием Найханти изучаются во многих стилях.
  • Бассай-дай . "Преодоление преграды" или "Взятие крепости". Традиционная ката во многих стилях и школах. Имеется множество интерпретаций. Под название Пассай или Бассай практикуется в Вадо-Рю, Сито-Рю, Итосу-кай, Исиминэ и др. Автор неизвестен. Мощная и динамичная ката с постоянной, быстрой сменой рук в блоках и ударах, подобно действиям при осаде замка.
  • Бассай-Се . Малая форма. Создана Итосу. Практикуется только в Сетокан.
  • Канку-дай . "Созерцание небес", "Взгляд в небо". Прежнее название Кусянку или Кванку по имени создателя Гунь-Сянь-цзюна. Существует множество вариантов этой ката: Канку-дай и Канку-се в Сетокане, Кусянку в Вадо-Рю, Сихана-Кусянку в Сюри-Тэ, Кусянку мастеров Китаяра и Куниеси, Кокосун-Дай в стиле Санкюкай и др. Считается, что Итосу взял Кусянку за основу при создании ката ряда Хэйан (Пин-ан). Любимая ката мастера Фунакоши. Считается, что в этой ката зашифрована вся основная техника Сетокана.
  • Канку-се . Малая форма. Создана Итосу. Практикуется только в Сетокане.
  • Эмпи . "Полет ласточки". Первоначальное название Вансу, по имени создателя ката Саппусина Вансу, впервые продемонстрировавшего ее на Окинаве в 1863 году. Вариант мастера Санаэды, ученика Вансу впоследствии был модифицирован Итосу. Под названием Вансу практикуется в Вадо-Рю, Серин-Рю и в других стилях. Старейшая ката в каратэ-до была очень популярна в Томари. Техника в ката значительно изменилась к нашему времени. Но остался темп смены уровня центра тяжести, и движения бедра, и исполнения техники подобно порханию ласточки вверх и вниз
  • Сотин . "Великое умиротворение" или "непоколебимость". Ранее называлась Хакко. Изучается только в Сетокане и Сито-Рю. Происхождение и автор неизвестны.
  • Мэйке . "Созерцание в зеркале". Прежнее название Рохай - "Прогулка белого журавля". В Томари-тэ имеет 3 варианта. Название изменено Г.Фунакоши.
  • Дзион . Ката китайского происхождения. Относится к Томари-тэ. Существует две версии названия:
    1. по имени легендарного воина-монаха, жившего в XV в. и якобы создавшего эту форму;
    2. по названию монастыря Дзион-дзи в Китае, где предположительно создана эта ката. Изучается в Сетокане и Вадо-Рю.
  • Дзи'ин . Еще одна ката из Томари-тэ. Фунакоши называл ее Сокё - "Постройка Храма". Модифицирована Итосу.
  • Дзиттэ . "Десять рук". Также относится к Томари-тэ. Существует множество интерпретации. Характерна техника боя против нескольких противников, быстрые смены позиций и направлений действий
  • Хэнгэтсу . "Полумесяц". Мастер Фунакоши называл ее Сэйсан в книге "Рюкю кэмпо: каратэ". Единственная энергетическая ката в Сетокане. Происходит из Наха-тэ.
  • Ганкаку . "Журавль на утесе". Древнее название Чинто по имени создателя, китайского посланника на Окинаве. Принадлежит к стилю Серэй-Рю. Изучается также в Сито-Рю. В Сетокане изучается версия Итосу. Одна из старейших ката в каратэ-до.
  • Чинтэ . "Редкая рука". Фунакоши называл ее Сеин. Изучается в Сито-Рю. Сэнсэй Канадзава относит ее к ката защитных действий. Происходит из Китая.
  • Нидзюсихо . "24 шага". В Сито-Рю, Томари-тэ называется Нисэйси. Происхождение и автор неизвестны. Также изучается в Вадо-Рю. Относится предположительно к группе Арагаки, наряду с Сотин и Унсу. Это очень мощное, силовое ката. В технике превалируют удары локтями. В старом варианте, вместо йоко гери, практиковали фумикоми.
  • Ванкан . "Королевская корона", "Шум сосен". Также известна под названиями Сиофу и Хито. Относится к Томари-тэ, к школе К.Мацумора. В Сито-Рю изучается под названием Мацукадзэ. Самая короткая ката в Сетокане.
  • Унсу . "Облачная рука" или "Руки, раздвигающие облака". Происхождение и автор ката неизвестны. Возможно, это самая древняя форма. Изучается и в Сито-Рю.
  • Годзюсихо - (дай и се)."54 шага". Фунакоши называл ее Хотаку. В Сито-Рю называется Усэси.

Одна-две ката - вот единственное, что нужно человеку, если только исполнять их четко и с условием, что они станут "твоими". Тогда прочие ката будут служить лишь для расширения познания и для сравнения. Как бы ни был богат и обширен ваш опыт в области формальных упражнений, он бесполезен без должной глубины. Сколько бы человек ни выучил ката, но если тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся.

05.10.2006г


Рейтинг:   / 5

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ И ОТРАБОТКИ КАТА

О важности ката говорят очень много. По сути ката состоят из ударов, блоков, техники ног и рук. По характеру их можно разделить на базовые, тренировочные и видоизмененные.

Базовые ката , принадлежат к начальной категории. В них отрабатываются стойки, передвижения, удары и блоки.

Тренировочные служат для отработки техники, которая более естественна в применении. В них изменяются передвижения, укорачиваются траектории движений. Тем самым, приспосабливая технику к практичности.

Продвинутые или видоизмененные предназначаются для понимания принципов жёсткости и мягкости, напряжения и расслабления, скорости и мгновенной фиксации, а также помогают правильно выбрать момент для атаки противника.

Каждое ката имеет БУНКАЙ — боевая расшифровка ката с противниками. ЭМБУДЖЕ — точка, в которой начинается и заканчивается ката. ЭМБУСЭН — линии, по которым передвигаются в ката.
КОКЕРО — дыхание в ката. Все ката имеют свой определенный рисунок, ритм, время выполнения.

Однако ката, это всего лишь выполнение техники, поэтому упор должен делаться на духовную сторону, а не на применение того или иного приема в кумитэ.

Для освоения используемой техники лучше взять одно ката. И только после полного его изучения, можно переходить к следующему. При этом нельзя забывать уже освоенные комплексы.

Во время тренировки ката необходима полная концентрация. То есть, ум не должен быть занят ни чем больше, даже другими аспектами каратэ, и сконцентрирован только на выполнении комплекса.

При выполнении ката нужно всегда быть сконцентрированным и поддерживать свое "ки" до конца до последнего движения, сохраняя ясный ум, выдержку и спокойствие. Необходимо научиться координировать дух и силу в каждом движении с ритмом собственного дыхания. Концентрация "ки" в области живота даёт возможность расслабить тело и освободить дух. Нужно прочувствовать каждую исполняемую технику.

Изучение ката сложный и долгий процесс. Он делится на следующие этапы:

•  Изучение отдельной техники.

•  Изучение и наработка отдельных элементов ката.

•  Изучение и отработка отдельных связок.

•  Выполнение всего ката по элементам.

•  Изучение и наработка бункай-ката.

•  Выполнение всего ката с правильным ритмом, дыханием, за определенное время.

После того, как выучено ката, наступает время для его наработки.

Тренировочные упражнения

БУНКАЙ (BUNKAI)

Начальный уровень «Шоден» (Shoden) - основывается на теории блок/удар.
Средний уровень «Чуден» (Chuden) - освобождение от захватов, встречные удары и уходы.
Высший уровень «Окуден ойо» (Okuden oyo) - методы воздействия на суставные сочленения и нервные узлы, защита от ударов в жизненно важные центры «Киушо» (Kyusho), нанесение ударов в жизненно важные центры, уходы «Тай-сабаки» (Tai-sabaki) и ведение ближнего боя «Мучими» (Muchimi), «Какушите» (Kakushite) – «скрытые приёмы».

КИХОН (KIHON)

Базовая техника. Относительно длинные и низкие стойки, отработка движений в наиболее «чистом» (классическом) виде, выполнение каждого движения на счёт, киай при окончании каждой серии приемов.

КАГАМИ ЙОНИ (KAGAMI YONI) – выполнение Ката в зеркальном отображении

РИТСУДО (RITSUDO) – упражнения на развития чувства ритма. Отработка сгруппированных технических комбинаций на основе принципа «защита – атака» по предварительной договоренности. Создание реальной ситуации при использовании «классической» техники. Основой комбинаций являются Ката.

ШИНКОКЮ (SHINKOKYU) – дыхательные упражнения. Медленное (аналогично Тай Чи Чуань), глубокое дыхание, использование «классической» техники, упор на равновесие, силу и пластичность.

ХАЙАКУ (HAYAKU) – выполнение приемов Ката с максимально возможной скоростью.

ТЕНСЁ (TENSIO) – выполнение упражнений при динамическом напряжении мускулов. Медленное, сфокусированное дыхание, напряжение соответствующих «рабочих» групп мышц.

Ки Гунг (QI GUNG) – скоростное выполнение ката с концентрацией на момент выполнения приема.

УШИРО НИ (USHIRO NI) - выполнение элементов Ката в обратном порядке (конец – начало) в соответствии с логическим построением обратного порядка.

Дополнительные упражнения

Отработка чувства пространства и развития чувства ориентации:

•  глаза открыты;

•  глаза закрыты (тоджиру мэ / tojiru me)

Работа на скорость, выносливость, резкость:

•  с утяжелителями

•  без утяжелителей

Работа на перемещения и равновесие:

•  Все перемещения вперед и вбок выполняются наоборот (например, в Хейан Шодан - передвижения вперед в дзенкуцу-дачи или в кокуцу-дачи выполнять через спину с разворотом)

Отработка с партнером:

•  синхронно

•  спина к спине

•  лицом друг к другу

•  синхронно с группой

Тренировка выносливости:

•  Выполнить все пять Хейанов с начала до конца с «киай» подряд (после последнего движения Хейана без выхода в положениё «йой», следует первое движение следующего).

В связи с развитием каратэ, как спортивного направления, ката являются одним из видов программы соревнований. Критерием высокой оценки их исполнения стали красота формы и динамика. Такая спортивная дисциплина ката, не может быть связанна с боевой подготовкой.

Для того чтобы использовать формальные упражнения с максимально прикладной пользой, необходимо сопоставить их с процессом обучения кумитэ. При этом ката несут методическую функцию. Но всё равно они не смогут заменить боевые поединки.

Karate-club, 07.02.07г


Рейтинг:   / 1

УЧЕНИЧЕСКИЕ КАТА. РЯД ТАЙКЪЙОКУ

Тайкъйоку Шодан (Taikyoku Shodan) – «Великий предел»

Это первое из трёх ката в Тайкъйоку ряде и первое ката, которое изучают ученики в стиле Шотокан. Тайкъйоку Шодан даёт понимание новичкам основных фундаментальных аспектов исполнения ката. Также этот комплекс служит подготовительной базой к изучению Хейана Шодан - следующей ступенью в ряду ката.

На сегодняшний день во многих школах это ката не практикуют. Однако следует заметить, что этот комплекс не следует оставлять без внимания.

В основе ката лежит перемещение в одной из основных базовых стоек каратэ, zenkutsu-dachi, и использование начальных элементов техники работы рук, удар chudan-oi-zuki и блок gedan-barai . Лёгкость исполнения ката позволяет начинающему каратэ-ке, выучив базовые движения, развить основные навыки исполнения ката. Практикуя в течение некоторого времени простые элементы, ученик создаёт прочную базу для изучения более сложных техник, с которыми встретиться в Хейан Шодан.

В Тайкъйоку Шодан присутствуют два киай. Первый – последний chudan-oi-zuki в конце первой дорожке, второй - последний chuda-oi-zuki в конце второй дорожке. Это ката содержит 20 движений и исполняется приблизительно 35 секунд.

Ката требуется для продвижения от 10 кю к 9 кю.

Тайкъйоку Нидан (Taikyoku Nidan) – «Великий предел»

Второе ката в ряде Тайкъйоку. Служит для продолжения изучения техники используемой в Хейан Шодан. Сохраняя передвижения в стойке zenkutsu-dachi и блок gedan-barai, в ката добавляется удар в верхнюю секцию jodan-oi-zuki.

В Тайкъйоку Нидан присутствуют два киай. Первый – последний jodan-oi-zuki в конце первой дорожке, второй - последний jodan-oi-zuki в конце второй дорожке. Это ката содержит 20 движений и исполняется приблизительно 35 секунд.

На сегодняшний день во многих школах это ката не практикуют.

Ката требуется для продвижения от 10 кю к 9 кю.

Тайкъйоку Сандан (Taikyoku Sandan) – «Великий предел»

Третье ката в ряде Тайкъйоку. Служит для продолжения изучения техники используемой в Хейан Шодан. В ката сохраняются передвижения в стойке zenkutsu-dachi , блок gedan barai и удары chudan-oi-zuki и jodan-oi-zuki. Впервые рассматриваются блок chudan-uchi-uke и стойка kokutsu-dachi.

В Тайкъйоку Сандан присутствуют два киай. Первый – последний jodan-oi-zuki в конце первой дорожке, второй - последний jodan-oi-zuki в конце второй дорожке. Это ката содержит 20 движений и исполняется приблизительно 35 секунд.

На сегодняшний день во многих школах это ката не практикуют.

Ката требуется для продвижения от 10 кю к 9 кю.

Используемая литература:
М. Накаяма "Лучшее каратэ", H. Kanazawa "Shotokan karate international"

Гончаренко Н.В. "Что нужно знать о ката"
Karate-club, 04.03.07г

Скачать видео ката (исполнение Канадзавы)

Рейтинг:   / 2

АНАЛИЗ КАТА ШОТОКАН КАРАТЭ-ДО
МЕТОДАМИ ПРИКЛАДНОЙ СТАТИСТИКИ

Осуществлен анализ ката шотокан каратэ-до методами прикладной статистики. Предложена схема оцифровки ката. С использованием матрицы объект-признак выполнен анализ главных компонентов, выявлены зависимости между признаками. В пространстве шести главных компонентов осуществлен кластерный анализ ката.

«Оцифровка» ката

Каратэ-до – боевое искусство, в рамках которого существуют различные стили и направления. Например, шотокан, кёкушин, шито-рю и др. Эти стили иногда имеют существенные отличия в правилах проведения соревнований и методиках тренировки. Однако почти все из них практикуют в качестве одного из разделов обучения ката – формальные комплексы защитно-атакующих движений. Эти комплексы (ката) позволяют нарабатывать технику каратэ, даже занимаясь в одиночку. Со стороны выполнение ката похоже на «бой с невидимкой».

Всего в шотокан существуют более двух десятков ката. В каратэ все названия ката, форм и стоек не переводятся, используются японские слова. Ознакомиться с терминологией можно в работе здесь.

Объектом исследования выступают восемь ката шотокан каратэ-до: Тайкьоку Шодан (Та1), Хэйан Шодан (Х1), Хэйан Нидан (Х2), Хэйан Сандан (Х3), Хэйан Йодан (Х4), Хэйан Годан (Х5), Тэкки Шодан (Те1), Бассай Дай (B1). Обычно данные ката изучаются в школах шотокан каратэ-до в приведенной выше последовательности. Поскольку ката Тайкьоку Шодан и Тайкьоку Нидан практически идентичны, последнее не участвует в анализе. Высшие ката, такие как: Дзиин, Дзион, Дзиттэ и др. – не рассматриваются.

Ограничение на количество анализированных ката (восемь) объясняется высокой трудоемкостью проведения анализа.

Предмет исследования – качественная и количественная структура восьми ката. В ходе исследования удалось получить ответы на следующие вопросы:

На какие техники (блоки, удары, стойки, повороты) делается акцент в ката?
Существуют ли взаимосвязи между техниками?
Какие ката максимально «похожи» между собой, а какие максимально «различаются»?

Первым шагом к формальному анализу стала «оцифровка» ката, при которой каждое движение рассматривалось в разрезе форм, поворотов и стоек. В результате для каждого из восьми ката была построена таблица следующего вида.

Фрагмент структуры ката Хэйан Шодан

Форма

Поворот, градусы

Стойка

1

Блок

Гедан-бараи

90

Зенкуцу-дачи

1

Удар рукой

Ои - дзуки

0

Зенкуцу-дачи

...

...

...

...

2

1

Блок

Шуто-укэ

45

Кокуцу-дачи

Все основные формы выделены в полном соответствии с классическим исполнением ката шотокан. Однако в ходе «оцифровки» ката стало ясно, что разрабатываемая математическая модель не позволяет учесть ряд важных факторов:

- применение так называемых «скрытых техник», т. е. возможность различных интерпретаций форм;

– динамику выполнения;

– рассмотрение блоков в качестве ударов;

– разбивку отдельных элементов ката на дополнительные компоненты и т. д.

Поскольку обучение каратэ основывается преимущественно на многочисленных повторениях ката, интересно проследить весь объем движений и техник, которые приходитс отрабатывать на тренировках.

Суммарная статистика по восьми ката

Показатель

Всего

Различных

Движений

197

55

Блоков

117

33

Ударов всего

80

22

Ударов руками

63

15

Ударов ногами

17

7

Поворотов

11250

6

Повторяемость

66%

Стоек

9

Признак «повторяемость» рассчитывался отдельно для каждого ката и суммарно по следующей формуле:

100% – (число различных движений) / (общее число движений)*100

Признак «повторяемость» указывает на относительную сложность ката, поэтому проведем соответствующий сравнительный анализ ката.

Как и следует из порядка обучения, сложность возрастает (повторяемость убывает) от Хэйан Шодан до Хэйан Годан. Первые ката основаны на повторении меньшего количества форм, последние ката более разнообразны. При этом ката, изучаемое восьмым, Бассай Дай оказалось по признаку повторяемости средним.

В восьми ката выделено 55 уникальных форм, которые исполняются в общей сложности 197 раз. Т. е. в среднем повторяемость формы составляет - 3,5 раза. На блоки в ката сделан больший акцент, чем на удары (60% против 40%). Треть движений составляют удары руками. И только десятую часть – удары ногами. Фрагмент детального анализа использования форм представлен ниже.

Сравнительный анализ повтаряемости движений в ката

Использование форм в восьми ката

Форма

Всего

%

Всего, %

Повторяемость в ката

1

Удар рукой

Ои-цуки

23

11,7

11,7

5

2

Блок

Шуто-укэ

21

10,7

22,4

4

3

Блок

Гедан-барай

18

9,1

31,5

4

4

Блок

Учи-удэ укэ

12

6,1

37,6

4

5

Блок

Моротэ учи-удэ укэ

10

5,1

42,7

5

6

Удар рукой

Гьяку-цуки

8

4,1

46,8

4

7

Удар рукой

Эмпи

6

3

49,8

4

5

5

Удар ногой

Хиза-гери

1

0,5

100

1

Половину всех движений ката составляют выполнение 7 форм, которые одновременно встречаются в 4-х или 5-ти ката. Это три удара руками (ой-цуки, гьяку-цуки, эмпи) и четыре блока (моротэ учи-удэ укэ, шуто-укэ, гэдан-барай, учи-удэ укэ). Более того, треть всех движений приходится всего на три формы (ой-цуки, шуто-укэ и гэдан-барай): каждая из этих форм исполняется около 20 раз.

90% движений в ката приходится на три основных стойки. Наиболее часто в ката отрабатывается стойка зэнкуцу-дачи (45%). Киба-дачи и кокуцу-дачи встречаются примерно одинаковое количество раз.

Чаще всего при передвижениях встречаются повороты на 90 и 180 градусов. Вероятно, остальные типы поворотов (45, 135, 270, 360 градусов) включены для того, чтобы разбавить базовые и отработать любые произвольные углы передвижений.

Анализ главных компонент

Для применения прикладного статического анализа необходимо представить данные в виде таблицы признак – объект (или объект – признак). Столбцы таблицы соответствуют анализируемым объектам (в нашем случае – ката). Строки таблицы – признакам. Здесь выделено 4 группы признаков.

Матрица признак – объект

Название
Ката

Та1

Х1
Х2
Х3
Х4
Х5
Те1
Б1








1.1

Движений

20

21

26

19

26

23

22

40

1.2

Блоков

8

13

18

7

12

12

12

29

1.3

Ударов руками

12

8

5

9

8

9

10

8

1.4

Ударов ногами

0

0

3

3

6

2

0

3

2.1

зэнкуцу

20

16

12

3

12

7

0

16

2.2

кокуцу

0

4

14

3

13

7

0

9

2.3

киба

0

0

0

9

0

3

22

7

3.1

45 град

0

2

5

0

1

0

2

1

3.2

90 град

3

3

2

3

5

7

5

4

3.3

135 град

0

1

2

0

0

0

2

0

3.4

180 град

3

2

2

3

3

4

2

7

3.5

270 град

2

2

2

1

1

0

2

1

3.6

Поворотов, град

1350

1395

1575

1440

1305

1350

1170

1665

4.1

Повторяемость

90%

76%

54%

53%

46%

30%

45%

53%

Всего есть 8 объектов (ката) и 14 признаков. Метод главных компонент невозможно применять при количестве объектов меньшем, чем количество признаков. Это наш случай (8 объектов < 13 признаков). Поэтому был применен анализ главных компонент к каждой из трех групп признаков по отдельности. Результаты были проинтерпретированы в пространстве первых двух главных компонент по каждой группе признаков. Выявлены сильные зависимости между признаками и произведен переход к новой системе шести некоррелированных признаков, на основе которой производился кластерный анализ ката.

Кластерный анализ

В качестве инструмента был выбран иерархический кластерный анализ и эвклидова метрика. Для изображения графа близостей воспользуемся проекцией ката на две первые главные компоненты (для шести новых признаков). Изначально не будем включать в граф заведомо длинные ребра, такие как: Тайкьоку Шодан – Тэкки Шодан.

Длины ребер здесь только приблизительно соответствуют истинным расстояниям. Смысл визуализации – показать приблизительную картину. Над каждым ребром приведены истинные расстояния в шестимерном пространстве главных компонент.

Совместный анализ сходства ката показывает экстремальное отличие Тэкки и Бассай от остальных ката. К Тэкки ближе всего Хэйан 1, к Бассай – Хэйаны 1, 2 и 4. Оказалось, что четкая кластерная структура не прослеживается: все ката обособлены. Очень похожи Хэйан 1 и Тайкьоку 1. Хэйан 1 выступает в качестве мостика, соединяющего Тайкьоку 1 с Хэйан 2. Как ни странно, Хэйан 2 гораздо ближе к Хэйан 4, чем к Хэйан 3. Хэйаны 3 – 5 образуют между собой достаточно плотную группу.

Выводы

К численным результатам анализа ката стоит относиться с известной долей осторожности. Предложенная в работе модель основана только на 14 признаках. Ударные и защитные техники группировались в один признак, при этом не учитывались различные варианты исполнения техник и скрытые техники.

В отдельных случаях получены неожиданные результаты. Так, самое мощное по исполнению ката Бассай-Дай формально является наиболее оборонительным (72% техник – блоки). А формально самое атакующее ката – Хэйан Сандан (37% блоков), причем оно как бы состоит из двух частей. Первая часть – 7 блоков подряд, вторая часть – 12 атак подряд. В ката активно отрабатываются три формы, на которые приходится треть всех движений.

При этом нет ни одной формы, которая бы встречалась во всех 8-ми ката. Соотношение блоков и ударов составляет 60 на 40 (блоков номинально больше). Активнее всего отрабатывается стойка зэнкуцу-дачи (почти половина всех стоек). Чаще всего отрабатываются повороты на 90 или 180 градусов.

Четкой кластерной структуры ката выявить не удалось. Возможно, это свидетельствует о том, что каждое ката несет свою смысловую нагрузку и двух одинаковых ката не существует. Перспективным направлением исследований является включение в анализ всех ката шотокан. Кроме того, интересным является использование не агрегированных признаков (блок, удар), а отдельных признаков на уровне техник (например, количество ударов «ой-цуки»).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Заварзин А. В. Сравнительный анализ ката – статистический подход: Тайкьоку 1, Хэйан 1-5, Тэкки 1, Бассай Дай. Реферат к экзамену на 1 дан // М: Школа шотокан каратэ-до Михаила Степина, 2008. – 66 с.

2. Заварзин А.В. Методы анализа данных // Учебно-методическое пособие. М.: изд-во в/ч 33965, 2002. – 50 с.

3. Степин М. Н.Словарьтерминов http://mosbudokan.narod.ru/club/abc.html

Заварзин Андрей Владимирович – директор ИТ ГрК "Волга – Днепр".

Наукові праці ВНТУ, 2009, № 1


Рейтинг:   / 7

УЧЕНИЧЕСКИЕ КАТА. РЯД ХЕЙАН

Хейан Шодан (Heian Shodan) – «Мир и покой»

Это первое из пяти ката в ряде Хейан в стиле Шотокан.

До создания этого ряда ученики начинали изучать ката с Бассай Дай (Bassai Dai) и Найханчи (Naihanchi). Однако окинавский мастер Итосу Ясуцунэ решил, что данные комплексы слишком сложны для начинающих. Он создал Пинан (Pinan), как альтернативную форму обучения. Пинан был сформирован на основе более сложного ката Канку Дай (Kanku Dai).

Первоначально то, что сейчас называют Хейан Шодан – было Хейан Ниданом. Но мастер Гичин Фунакоши изменил порядок следования ката, посчитав первоначальный Хейан Шодан более сложным. В то же время он изменяет название ката с Пинан на Хейан.

В этом ката каратэ-ка впервые встречается с блоками jodan-age-uke (восходящий блок) и shuto-uke (рука-меч), с ударами jodan-tetsui-zuki (удар молот) и shuto-zuki. Включён приём, позволяющий освободиться от захвата запястья сильным противником. Также вводится понятие tai-sabaki (уход с линии атаки).

Хейан Шодан направлен на отработку базовой техники. Он формирует крепкую базу для последующего изучения приёмов каратэ. На сравнительно лёгких элементах тело и разум учатся работать воедино, происходит развитие координации движений. Также тренируется пространственная координация.

Многие ученики стремятся как можно быстрее овладеть мастерскими ката, забывая о том, что техничность выполнения элементов нарабатывается на лёгких движениях. Именно исполнение Хейан Шодан показывает разницу между «Чёрным Поясом» и новичком. Поэтому настоятельно рекомендуем практиковать данное ката в независимости от уровня каратэ-ка.

В Хейан Шодан присутствуют два киай. Первый – последний jodan-age-uke в конце первой дорожке, второй - последний chudan-oi-zuki в конце второй дорожке. Это ката содержит 21 движение и исполняется приблизительно 40 секунд.

Ката требуется для продвижения от 10 кю к 5 кю (в зависимости от аттестационной программы школы).

Хейан Нидан (Heian Nidan) – «Мир и покой»

Как уже было упомянуто, первоначально Хейан Нидан был первым в ряде Хейанов. Однако Гичин Фунакоши изменил порядок ката, посчитав это ката более сложным. Так Хейан Шодан стал Хейаном Нидан и наоборот.

В этом ката появляются элементы техники Гери-Ваза (техника ударов ногами) – chudan-yoko-ger-keage (подбивающий удар ногой вбок в среднюю секцию) и chudan-mae-geri-keage (подбивающий удар ногой вперёд в среднюю секцию). Кроме того, вводятся удары chudan-uraken-zuki (удар обратной стороной кулака в среднюю секцию), chudan-nukite-zuki (удар кончиками пальцев, рука-нож), chudan-gyaku-zuki, блоки haivan-sokumen-jodan-yoko-uke (блок внешней стороной предплечья в верхнюю секцию) и morote-chudan-uchi-uke (поддерживающий блок).

Ключевым моментом Хейан Нидан является работа бёдер при выполнение блоков и ударов. Следует обратить особое внимание на обратную дорожку – в связке chudan-mae-geri-keage chudan-gyaku-zuki chudan-uchi-uke именно работа бедёр создаёт необходимую мощность.

Следует также заметить, что в первых двух связках ката колено в kokutsu-dachi должно оставаться на месте (у новичков заднее колено в kokutsu-dachi часто «гуляет»), работают только руки. Важно полностью овладеть движением в противоположную сторону и движениями бедра при исполнении блока изнутри наружу.

В Хейан Нидан присутствуют два киай. Первый – chuda-nukite-zuki в конце первой дорожке, второй - jodan-age-uke в конце ката. Хейан Нидан содержит 26 движений и исполняется приблизительно 40 секунд.

Ката требуется для продвижения от 10 кю к 4кю (в зависимости от аттестационной программы школы).

Хейан Сандан (Heian Sandan) – «Мир и покой»

Третье ката в ряду Хейанов. Многие ученики находят его особенно привлекательным.

В ката используется жёсткая стойка kiba-dachi (железный всадник). Впервые встречается одновременное исполнение двух блоков – gedan-barai и chudan-uchi-uke – во втором и четвёртом движениях этого ката. Введены новые блок и удар – chudan-haishu-uke и jodan-mawashi-zuki.

Хейан Сандан тренирует умение сохранять очень низко и прочно центр тяжести (обратная дорожка с kokutsu-dachi), развивает умение работать на близкой дистанции, совершая одновременно блокирующую и атакующую технику. Один из наиболее сложных элементов Хейан Сандан – одновременное блокирование и нанесение удара в стойке kiba-dachi. Важным моментом ката является овладение jori-ashi (скользящий шаг).

В Хейан Сандан присутствуют два киай. Первый – последний chudan-oi-zuki в конце первой дорожке, второй - jodan-mawashi-zuki в конце ката. Это ката содержит 23 движение и исполняется приблизительно 40 секунд.

Ката требуется для продвижения от 8 кю к 4кю (в зависимости от аттестационной программы школы).

Хейан Йодан (Heian Yodan) – «Мир и покой»

Четвёртое Ката в ряде Хейан. Самое длинное из начальных ката, которые изучают ученики. Акцент в этом ката сделан на технику Гери-Ваза (техника ударов ногами). Задействованы следующие элементы – три chudan-mae-geri-keages , два chudan-yoko-geri-keages. Введены новые блоки – gedan-juji-uke (нижний Х-образный блок) и kake-wake-uke (обратный клиновидный блок) и новый удар – chudan-empi-zuki (удар локтем). Появляется новая стойка – kosa-dachi.

В Хейан Йодан также впервые рассматривается «прыгающий шаг» - ученик, развивая свои навыки, должен выполнить jodan-mae-geri-keage с прыжком вперёд с последующей чёткой фиксацией в стойке kosa-dachi. Расстояние прыжка соответствует длине стойки zenkutsu-dachi.

Ещё одно важное понятие появляющееся в Хейан Йодан – перемещение из одной позиции в другую без смещения ноги с линии атаки. При перемещении из kokutsu-dachi в zenkutsu-dachi важно помнить, что передняя стопа (в стойке kokutsu-dachi) при движении вперёд должна остаться на месте. Тем самым в последующий удар вкладывается вся мощность корпуса.

Многие школы разрешают ученикам переместить переднюю ногу от kokutsu-dachi в полную ширину zenkutsu-dachi и только потом выполнить движение вперёд. Однако целью ката является научить ученика не делать лишних движений при перемещениях. Поэтому подобные послабления нежелательны.

Отработка умения двигаться и действовать в стойке kokutsu-dachi является ключевым моментом Хейан Йодан .

В Хейан Йодан присутствуют два киай. Первый – chudan-urake-zuki в конце первой дорожке, второй - chudan-hiza-geri (удар коленом) на предпоследнем движении ката. Это ката содержит 27 движений и исполняется приблизительно 45 секунд.

Ката требуется для продвижения от 7 кю к 3кю (в зависимости от аттестационной программы школы).

Хейан Годан (Heian Godan) – «Мир и покой»

Пятое и последнее ката в ряду Хейан. Это ката без сомнения не только самое красивое из всех пяти Хейанов, но и самое популярное. Самым эффектным моментом ката является прыжок из teidj-dachi в kosa-dachi с блоком gedan-juji-uke. Следует также упомянуть об ударе ногой chudan-mika-zuki-geri, новом блоке jodan-shuto-juji-uke и новом ударе chudan-mawashi-zuki.

Именно в Хейан Годан наиболее полно раскрываются все принципы, изучавшиеся в предыдущих четырёх Хейанах. Здесь одновременно важны и работа бедёр, и передвижение в стойках, и чёткое выполнение базовых элементов. Сочетание ясного понимание ритма и характера ката, хорошей координации, чувства пространства и действительно красивых связок раскрывают подлинную красоту Хейан Годан.

В Хейан Годан два киай распределены следующем образом: первый – chudan-oi-zuki в конце первой дорожке, второй – в момент прыжка (начинается киай в прыжке, а заканчивается в момент приземления с блоком). Это ката содержит 25 движений и исполняется приблизительно 45 секунд.

Ката требуется для продвижения от 6 кю к 3кю (в зависимости от аттестационной программы школы).

Используемая литература:
М. Накаяма "Лучшее каратэ", H. Kanazawa "Shotokan karate international"

Гончаренко Н.В. "Что нужно знать о ката"
Karate-club, 14.03.07г

Скачать видео ката (исполнение Канадзавы)

Если Вы хотите сотрудничать с нами, пишите на info@tracksport.ru