Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 


РАСПРОСТРАНЕНИЕ КИ

В будо необходимо соблюдать три основные вещи:
технику (ваза), энергию (ки) и настрой сознания или духа (шин).

Т.Дешимару

...Происходящее казалось чудом. Мастер просачивался, как вода, между нападающими противниками, обвалакивая их своими одеждами. Каждый момент, когда кто-либо из группы нападающих пытался атаковать его, он исчезал, плавно уворачиваясь. Подобно гироскопу, вращающемуся все быстрее и быстрее, и тем самым, делая свои движения более спокойными, мастер отводил энергию атакующих, выводя одного за другим из схватки...

Наблюдая за мастером айкидо лишь диву даешься его действиям, кажущимся абсолютно лишенными усилий. Но что-то скрывается неви­димое, необъяснимое за всем этим. Это «ки» — невидимая жизненная сила, энергия, которую большинство мастеров любых стилей на определенном этапе совершенствования своей медитативной техники пытаются развить.

Физическое тело, а, точнее, разум не знает ничего;
следовательно, выбирая между энергией (инстинктом) и разумом (рассудком),
нужно всегда отдавать предпочтение энергии.
Карла Парола

Каждый че­ловек имеет эту силу — иначе бы он не жил. Но не каждый способен регулировать и управлять ею в силу ухода от естественного восприятия законов вселенной. Наверное, многим доводилось прилагать усилия, чтобы поднять ребенка или собаку, которые категорически этого не желают. Ребенок кажется невозможно тяжелым, если он стремится к земле, но стоит ему захотеть на руки, и мы поднимем его, как перышко. Все это происходит лишь потому, что сознание — верный источник силы, и когда сознание и тело скооперированы, «ки» тут же проявляет себя.

Центр концентрации «ки», как известно, находится чуть ниже пупка. Эта точка называется «хара» («тантьен» — кит.). Она есть центр гравитации нашего тела. Ки, как энергия или внутренняя сила, может направляться из хара в различном направлении. В соединении с гравитацией (силой тяжести) она способна продуцировать непреодолимый вес и чрезвычайную тяжесть внутри тела.

Во время чайной церемонии в театре «Но» в дзюдо и кэндо
тандэн (хара) берет на себя ру­ ководство движениями тела.

С.Кацуки

Все истинные мастера боевых искусств и практикующие дзэн без техники бусидо знают, что «ки» или энергия универсума проистекает из хара, распространяясь далее по всем направлениям в бесконечном процессе. И независимо от места пребывания мы, каждый из нас есть центр универсума. Ощущая нашу хара «отцентрованной», мы осознаем наше единство с универсумом, и в то же время нашу полнейшую телесную связь с ним. Для человека практичного все это может показаться чересчур эзотеричным. Но можно взглянуть на проблему и с другой точки зрения. Допустим, что наш живот представляет собой клапан, отправляющий воду («ки») в зависимости от необходимости. Открыт наш клапан полностью — много воды перерабатывается ногами и руками.

Интересны в этом смысле четыре типа ведения поединка, которые прямо предусматривают «работу» с ки.

Эти четыре типа основываются на концепции четырех первоэлементов: земли, воды, огня и ветра. В каждом из них необходимо как бы удерживать «энергетический узел» в определенном уровне тела, умело распределяя энергию из него в нужных направлениях. Конечно, техника эта осуществляется лишь на интуитивном уровне, ибо включение интеллектуальной «поддержки» неизбежно ведет к образованию фиксации сознания на собственно процессе энергетической медитации, что приведет к утере общего охвата действительности. Сознательные медитативные усилия со вре­ менем введут тело в спонтанное состояние, соответствующее ситуации, но до выработки спонтанности работы с «ки», не следует использовать ее в поединках.

Итак, вкратце напомним, исходя из японской традиции, четыре типа ведения поединка.

Первый

Форма земли представляет собой принцип «укоренения», то есть сохранения максимальной устойчивости, что достигается правильным положением ног, перемещением тяжести «энергоузла» вниз, в область пупка. При этом обязателен брюшной тип дыхания, как и в процессе дза-дзэн. Стойкое удержание центра тяжести в брюшной полости способствует удержанию нас в равновесии при попытках противника вывести нас из него. Техника земли также необходима при прыжках и во всевозможных подобных обстоятельствах, где требуется удержание равновесия (подвесной мостик, узкая планка, край чего-либо и т.д.).

Второй

Форма воды является оборонительным режимом ведения поединка. В данном случае мы ведем себя подобно воде, расступающейся при каждой атаке противника, так что он как бы «проваливается вперед». Тут необходима для применения хорошо наработанная тактика уходов. При данной технике следует держать высокую позицию, а «энергоузел» перемещается в область грудной клетки, что обеспечивает максимальную подвижность. Дыхание, соответственно, переносится вслед за стойким удержанием «энергоузла» в средний отдел грудной клетки, чтобы постоянно «подпитывать» ее «ки».

Третий

Форма огня предполагает перенесение тяжести «энергоузла» в район головы и передней части плеч. Это позволит нам, точно огню, устремляющемуся вверх, постоянно наносить множество ударов в атакующей манере. Поэтому лучше всего наметить поверхностное дыхание, лучше; всего через чакрам (энергоцентр) «аджна» (третий глаз).

Четвертый

Форма ветра определяется при максимальной подвижности, не атакуя и не обороняясь, сохраняя четкое удержание «энергоузла» над головой, как бы увеличивая себя при этом в росте, следуя за движениями противника, «прилипая» к нему. Поступление «ки» можно на­ метить через «сахасрару» (энергоцентр макушки головы).

Медитация — это просто способ создать мост от грубого тела к тонкому.
Шри Раджниш

Все вышеупомянутые типы ведения поединка обязательно предполагают отработку особого чувствования противника, основывающегося на эмоционально-интуитивном восприятии его и своего состояния как единого целого.

Ю. Холин "Боевой дзэн", 27 .11.2008г


Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!

В начало страницы




Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Если Вы хотите сотрудничать с нами, пишите на info@tracksport.ru